Квалификационные требования по ВУС 390400 “Лингвистическое обеспечение военной детельности”
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
ПО ВОЕННО-УЧЕТНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ УЧЕБНОГО ВОЕННОГО ЦЕНТРА ПРИ
ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО»
Направление подготовки |
032000.62 Зарубежное регионоведение (Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2009 г. № 794) |
Военно-учетная специальность |
390400 Лингвистическое обеспечение военной деятельности |
Раздел 1. Характеристика военно-учетной специальности и общие требования к военной подготовке выпускника
1.1. Наименование военно-учетной специальности
1.1.1. Наименование военно-учетной специальности и соответствующий ей номер: «Лингвистическое обеспечение военной деятельности», ВУС-390400.
1.1.2. Общее количество учебных часов, выделяемых на военную подготовку: 1800 часов (50 зачетных единиц).
1.2. Квалификационная характеристика выпускника
1.2.1. Сфера и объекты военно-профессиональной деятельности выпускника.
Сфера профессиональной деятельности выпускника учебного военного центра включает в себя информационное, аналитическое и лингвистическое обеспечение коммуникативного взаимодействия должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации с зарубежными военными и гражданскими лицами на официальном и неофициальном уровнях на территории Российской Федерации и за рубежом.
Объектами профессиональной деятельности выпускника учебного военного центра являются лингвистические, культурные и иные явления и процессы, происходящие в регионах (странах) изучаемых языков.
1.2.2. Виды военно-профессиональной деятельности выпускника:
организационно-коммуникационная;
информационно-аналитическая;
организационно-управленческая;
воспитательная.
1.2.3. Перечень первичных должностей, для замещения которых предназначен выпускник:
переводчик;
старший переводчик;
референт;
старший референт.
1.2.4. Перечень последующих должностей, которые может замещать выпускник без дополнительного профессионального образования:
начальник группы, начальника отдела, начальник управления, начальник центра, преподаватель.
Раздел 2. Требования к военной подготовке выпускника
2.1. По военно-специальным (специальным) дисциплинам
Практический курс военного перевода (первый иностранный язык)
Изучение дисциплины «Практический курс военного перевода (первый и второй иностранные языки)» обеспечивает овладение следующими компетенциями:
общекультурными:
уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-1);
владеть культурой мышления и речи, основами профессионального и академического этикета (ОК-2);
свободно осуществлять устную и письменную коммуникацию на иностранном языке международного общения, отличном от языка региона специализации, на бытовом и деловом уровне (ОК-3);
владеть профессиональной лексикой, быть готовым к участию в научных дискуссиях на профессиональные темы (ОК-4);
обладать навыками рефлексии, адекватно оценивать свои образовательные и профессиональные результаты (ОК-5);
осознавать социальную значимость будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессионального долга (ОК-6);
выстраивать перспективные стратегии личностного и профессионального развития, проявлять готовность к дальнейшему обучению и самообучению (ОК-7);
владеть стандартными методами компьютерного набора текста на русском языке, иностранном языке международного общения и языке региона специализации (ОК-11);
обладать базовыми навыками самостоятельного поиска профессиональной информации в печатных и электронных источниках, включая электронные базы данных, свободно осуществлять коммуникацию в глобальном виртуальном пространстве (ОК-12);
уметь оценивать качество и содержание информации, выделять наиболее существенные факты и концепции, давать им собственную оценку и интерпретацию (ОК-13);
творчески подходить к порученному заданию, уметь проявлять разумную инициативу и обосновывать её перед руководителем (ОК-15);
следовать учебной и трудовой дисциплине, нести персональную ответственность за результаты своей образовательной и профессиональной деятельности (ОК-16);
общепрофессиональными:
владеть базовыми навыками чтения и аудирования текстов общественно-политической направленности на языке (языках) региона специализации (ПК-12);
владеть основами общепринятой системы русскоязычной транслитерации имен и географических названий на языке (языках) региона специализации, систематически применять ее в профессиональной деятельности (ПК-13);
владеть базовыми навыками ведения официальной и деловой документации на языке (языках) региона специализации (ПК-14);
описывать общественно-политические реалии стран(ы) региона специализации с учетом их/ее лингвострановедческой специфики (ПК-15);
владеть базовыми навыками двустороннего устного и письменного перевода текстов общественно-политической направленности на языке (языках) региона специализации (ПК-16);
владеть базовыми навыками восприятия мультимедийной информации на языке (языках) региона специализации (ПК-17);
владеть основами социологических методов (интервью, анкетирование, наблюдение), быть готовым принять участие в планировании и проведении полевого исследования в стране/регионе специализации (ПК-18).
В результате изучения дисциплины студенты должны:
иметь представление:
о дополнительных сведениях, необходимых для успешного осуществления перевода военной, военно-политической, военно-экономической и военно-технической информации, используемой в ходе перевода на русский и изучаемый иностранный язык;
о методике самостоятельной работы по приобретению военно-профессиональных знаний и совершенствованию переводческих умений и навыков;
знать:
необходимый объем лексико-фразеологических единиц и военных терминов;
функционально-стилистические особенности военных, военно-технических и военно-политических текстов, а также боевых документов;
тактические знаки, сокращения и условные обозначения, используемые в военных текстах, боевых документах и на топографических картах;
уметь:
осуществлять качественный перевод военной, военно-политической, военно-экономической и военно-технической информации (докладов, отчетов, сводок и т.п.), составлять по ним справки и донесения для доклада командованию;
применять полученные теоретические знания в процессе составления основных видов вторичных документов-рефератов и аннотаций;
осуществлять предпереводческий анализ военного, военно-технического текста, определять цель перевода и тип переводимого текста;
выбирать общую стратегию перевода;
правильно оформлять текст перевода в соответствии с нормами и типологией текстов на языке перевода;
профессионально пользоваться словарями, справочниками, банками данных и другими источниками военной, военно-технической и военно-политической информации;
осуществлять зрительно-устный (с листа), зрительно-письменный, абзацно-фразовый и последовательный перевод на слух монологической речи на военные, военно-технические и военно-политические темы с иностранного языка на русский и с русского языка на иностранный.
Практический курс военного перевода (второй иностранный язык)
Изучение дисциплины «Практический курс военного перевода (первый и второй иностранные языки)» обеспечивает овладение следующими компетенциями:
общекультурными:
уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-1);
владеть культурой мышления и речи, основами профессионального и академического этикета (ОК-2);
свободно осуществлять устную и письменную коммуникацию на иностранном языке международного общения, отличном от языка региона специализации, на бытовом и деловом уровне (ОК-3);
владеть профессиональной лексикой, быть готовым к участию в научных дискуссиях на профессиональные темы (ОК-4);
обладать навыками рефлексии, адекватно оценивать свои образовательные и профессиональные результаты (ОК-5);
осознавать социальную значимость будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессионального долга (ОК-6);
выстраивать перспективные стратегии личностного и профессионального развития, проявлять готовность к дальнейшему обучению и самообучению (ОК-7);
владеть стандартными методами компьютерного набора текста на русском языке, иностранном языке международного общения и языке региона специализации (ОК-11);
обладать базовыми навыками самостоятельного поиска профессиональной информации в печатных и электронных источниках, включая электронные базы данных, свободно осуществлять коммуникацию в глобальном виртуальном пространстве (ОК-12);
уметь оценивать качество и содержание информации, выделять наиболее существенные факты и концепции, давать им собственную оценку и интерпретацию (ОК-13);
творчески подходить к порученному заданию, уметь проявлять разумную инициативу и обосновывать её перед руководителем (ОК-15);
следовать учебной и трудовой дисциплине, нести персональную ответственность за результаты своей образовательной и профессиональной деятельности (ОК-16);
общепрофессиональными:
владеть базовыми навыками чтения и аудирования текстов общественно-политической направленности на языке (языках) региона специализации (ПК-12);
владеть основами общепринятой системы русскоязычной транслитерации имен и географических названий на языке (языках) региона специализации, систематически применять ее в профессиональной деятельности (ПК-13);
владеть базовыми навыками ведения официальной и деловой документации на языке (языках) региона специализации (ПК-14);
описывать общественно-политические реалии стран(ы) региона специализации с учетом их/ее лингвострановедческой специфики (ПК-15);
владеть базовыми навыками двустороннего устного и письменного перевода текстов общественно-политической направленности на языке (языках) региона специализации (ПК-16);
владеть базовыми навыками восприятия мультимедийной информации на языке (языках) региона специализации (ПК-17);
владеть основами социологических методов (интервью, анкетирование, наблюдение), быть готовым принять участие в планировании и проведении полевого исследования в стране/регионе специализации (ПК-18).
В результате изучения дисциплины студенты должны:
иметь представление:
о дополнительных сведениях, необходимых для успешного осуществления перевода военной, военно-политической, военно-экономической и военно-технической информации, используемой в ходе перевода на русский и изучаемый иностранный язык;
о методике самостоятельной работы по приобретению военно-профессиональных знаний и совершенствованию переводческих умений и навыков;
знать:
необходимый объем лексико-фразеологических единиц и военных терминов;
функционально-стилистические особенности военных, военно-технических и военно-политических текстов, а также боевых документов;
тактические знаки, сокращения и условные обозначения, используемые в военных текстах, боевых документах и на топографических картах;
уметь:
осуществлять качественный перевод военной, военно-политической, военно-экономической и военно-технической информации (докладов, отчетов, сводок и т.п.), составлять по ним справки и донесения для доклада командованию;
применять полученные теоретические знания в процессе составления основных видов вторичных документов-рефератов и аннотаций;
осуществлять предпереводческий анализ военного, военно-технического текста, определять цель перевода и тип переводимого текста;
выбирать общую стратегию перевода;
правильно оформлять текст перевода в соответствии с нормами и типологией текстов на языке перевода;
профессионально пользоваться словарями, справочниками, банками данных и другими источниками военной, военно-технической и военно-политической информации;
осуществлять зрительно-устный (с листа), зрительно-письменный, абзацно-фразовый и последовательный перевод на слух монологической речи на военные, военно-технические и военно-политические темы с иностранного языка на русский и с русского языка на иностранный.
2.2. По тактическим, тактико-специальным дисциплинам
Тактическая подготовка
Изучение дисциплины «Тактическая подготовка» обеспечивает овладение следующими компетенциями:
общекультурными:
владеть культурой мышления и речи, основами профессионального и академического этикета (ОК-2);
обладать навыками рефлексии, адекватно оценивать свои образовательные и профессиональные результаты (ОК-5);
осознавать социальную значимость будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессионального долга (ОК-6);
выстраивать перспективные стратегии личностного и профессионального развития, проявлять готовность к дальнейшему обучению и самообучению (ОК-7);
уметь применять знания в области социальных, гуманитарных и экономических наук, информатики и математического анализа для решения прикладных профессиональных задач (ОК-9);
творчески подходить к порученному заданию, уметь проявлять разумную инициативу и обосновывать её перед руководителем (ОК-15);
следовать учебной и трудовой дисциплине, нести персональную ответственность за результаты своей образовательной и профессиональной деятельности (ОК-16);
владеть основными методами защиты персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-17);
профессиональными:
составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей (ПК -1);
объяснять основные тенденции и закономерности исторического развития региона специализации (включая отдельные страны) в контексте всемирно-исторического процесса (ПК-2).
В результате изучения дисциплины студенты должны:
иметь представление:
о структуре и предназначении Вооруженных Сил Российской Федерации; (1)
об организации, вооружении и тактике действий подразделений армий зарубежных государств; (6)
об общих положениях по основам подготовки и ведения оборонительного, наступательного (встречного) боя подразделений; (3)
об основах военной топографии;
об основах создания топографических карт, государственной и специальной геодезической сети;
знать:
сущность, виды, принципы ведения современного общевойскового боя; (3)
основы боевого применения мотострелковых подразделений Сухопутных войск, их боевые возможности;
содержание работы командира подразделения по организации общевойскового боя и по управлению подразделением в бою; (4)
организационно-штатную структуру общевойсковых подразделений; (2)
назначение, состав, организационную структуру Вооруженных Сил государств изучаемого региона; (5)
назначение, тактико-технические характеристики, устройство и принцип работы средств связи общевойсковых подразделений;
назначение, классификацию инженерных боеприпасов, инженерных заграждений и их характеристики;
назначение, устройство и порядок применения средств маскировки промышленного изготовления;
назначение, классификацию, геометрическую сущность, номенклатуру и разграфку топографических карт;
разновидности и тактические свойства местности, их влияние на боевые действия войск;
способы измерений и ориентирования на местности по карте и без карты;
порядок ведения рабочей карты командира;
уметь:
оценивать обстановку (уточнять данные обстановки) и прогнозировать её изменение при подготовке и в ходе общевойскового боя;
действовать в различных видах современного общевойскового боя в составе отделения, взвода;
оборудовать окопы для стрельбы из стрелкового оружия, укрытия для вооружения и военной техники;
применять средства связи, находящиеся на вооружении общевойсковых подразделений и частей;
читать топографические карты и выполнять измерения по ним;
определять по карте координаты целей и объектов;
ориентироваться на местности по карте.
Военная история
Изучение дисциплины «Военная история» обеспечивает овладение следующими компетенциями:
общекультурными:
уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-1);
владеть культурой мышления и речи, основами профессионального и академического этикета (ОК-2);
обладать навыками рефлексии, адекватно оценивать свои образовательные и профессиональные результаты (ОК-5);
осознавать социальную значимость будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессионального долга (ОК-6);
выстраивать перспективные стратегии личностного и профессионального развития, проявлять готовность к дальнейшему
обучению и самообучению (ОК-7);
творчески подходить к порученному заданию, уметь проявлять разумную инициативу и обосновывать её перед руководителем (ОК-15);
следовать учебной и трудовой дисциплине, нести персональную ответственность за результаты своей образовательной и профессиональной деятельности (ОК-16);
общепрофессиональными:
владеть основами исторических и политологических методов, уметь анализировать современные политические тенденции на регионально-страновом уровне с учетом исторической ретроспективы (ПК-11).
В результате изучения дисциплины студенты должны:
иметь представление:
об особенностях военного искусства рабовладельческого и феодального общества;
об основных направлениях развития средств вооруженной борьбы, тактики их применения и эволюции военного искусства;
о днях воинской славы – истории побед российского воинства;
знать:
сущность военных реформ, проводимых в России на различных этапах ее исторического развития;
основные черты русского военного искусства в войнах XVIII в.;
развитие военного искусства в ходе войн XIХ – начала XХ вв.;
историю развития военного искусства во Второй мировой войне;
особенности организации и ведения боевых действий подразделениями в современных локальных войнах и вооруженных конфликтах;
уметь:
использовать военно-исторические знания для формирования у подчиненных высоких морально-боевых качеств.
2.3. По общевоенным дисциплинам
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации
Изучение дисциплины «Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации» обеспечивает овладение следующими общекультурными компетенциями:
владеть культурой мышления и речи, основами профессионального и академического этикета (ОК-2);
владеть профессиональной лексикой, быть готовым к участию в научных дискуссиях на профессиональные темы (ОК-4);
обладать навыками рефлексии, адекватно оценивать свои образовательные и профессиональные результаты (ОК-5);
осознавать социальную значимость будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессионального долга (ОК-6);
творчески подходить к порученному заданию, уметь проявлять разумную инициативу и обосновывать её перед руководителем (ОК-15);
следовать учебной и трудовой дисциплине, нести персональную ответственность за результаты своей образовательной и профессиональной деятельности (ОК-16).
В результате изучения дисциплины студенты должны:
иметь представление:
о законодательной основе и основных положениях общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации;
об общих обязанностях командиров (начальников) и основных должностных лиц воинской части;
знать:
основные положения общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, регламентирующие права и общие обязанности военнослужащих, их должностные и специальные обязанности, а также взаимоотношения между ними;
основы взаимоотношений между военнослужащими;
порядок размещения военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок в воинской части (подразделении);
порядок организации и несения гарнизонной и караульной служб;
порядок организации и несения службы суточным нарядом;
права командиров (начальников) по применению поощрений и дисциплинарных взысканий к подчиненным;
уметь:
выполнять и правильно применять положения общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации при организации жизнедеятельности подразделений и воинских коллективов.
Управление подразделениями в мирное время
Изучение дисциплины «Управление подразделениями в мирное время» обеспечивает овладение следующими общекультурными компетенциями:
уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-1);
владеть культурой мышления и речи, основами профессионального и академического этикета (ОК-2);
обладать навыками рефлексии, адекватно оценивать свои образовательные и профессиональные результаты (ОК-5);
осознавать социальную значимость будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессионального долга (ОК-6);
выстраивать перспективные стратегии личностного и профессионального развития, проявлять готовность к дальнейшему
обучению и самообучению (ОК-7);
понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-14);
творчески подходить к порученному заданию, уметь проявлять разумную инициативу и обосновывать её перед руководителем (ОК-15);
следовать учебной и трудовой дисциплине, нести персональную ответственность за результаты своей образовательной и профессиональной деятельности (ОК-16).
В результате изучения дисциплины студенты должны:
иметь представление:
об основах теории управления войсками;
о психологии личности военнослужащего и воинского коллектива;
об основах организации, роли и месте морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил);
об основах организации и проведения воспитательной работы, о ее роли и месте в системе военного управления;
об основных принципах и положениях международного гуманитарного права и его военных аспектов;
о правовых основах военной службы;
о международно-правовой регламентации вооруженных конфликтов;
об основах организации и ведения делопроизводства в воинской части (учреждении);
знать:
организацию управления повседневной деятельностью подразделения;
организацию обеспечения безопасности военной службы и ведения ротного хозяйства;
организацию работы по защите государственной тайны в воинских частях (учреждениях);
организацию боевой подготовки в подразделениях;
основные положения по подготовке и проведению тактических учений с подразделениями Сухопутных войск;
порядок организации и проведения мероприятий морально-психологического обеспечения в подразделении;
порядок организации и проведения мероприятий воспитательной работы в подразделении;
методику индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву и по контракту;
организацию, принципы, формы и методы воинского воспитания, особенности работы с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту;
основы правового регулирования военной службы;
уметь:
разрабатывать расписание занятий подразделения;
осуществлять подготовку и проводить занятия по боевой подготовке,
организовывать и проводить мероприятия морально-психологического обеспечения в подразделении в различных условиях обстановки;
проводить мероприятия воспитательной работы, направленные на сплочение воинского коллектива.
Общевоенная подготовка
Изучение дисциплины «Общевоенная подготовка» обеспечивает овладение следующими общекультурными компетенциями:
владеть культурой мышления и речи, основами профессионального и академического этикета (ОК-2);
обладать навыками рефлексии, адекватно оценивать свои образовательные и профессиональные результаты (ОК-5);
осознавать социальную значимость будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессионального долга (ОК-6);
выстраивать перспективные стратегии личностного и профессионального развития, проявлять готовность к дальнейшему обучению и самообучению (ОК-7);
уметь применять знания в области социальных, гуманитарных и экономических наук, информатики и математического анализа для решения прикладных профессиональных задач (ОК-9);
творчески подходить к порученному заданию, уметь проявлять разумную инициативу и обосновывать её перед руководителем (ОК-15);
следовать учебной и трудовой дисциплине, нести персональную ответственность за результаты своей образовательной и профессиональной деятельности (ОК-16);
владеть основными методами защиты персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-17).
В результате изучения дисциплины студенты должны:
иметь представление:
об основах строевой выучки, о традициях и ритуалах, существующих в Вооруженных Силах Российской Федерации;
об основах внутренней и внешней баллистики и стрельбы из стрелкового оружия;
о правилах эксплуатации, хранения и сбережения стрелкового оружия и боеприпасов в подразделениях;
о целях, задачах и содержании радиационной, химической и биологической защиты;
об основах организации и выполнения задач радиационной, химической и биологической защиты в воинской части;
знать:
основные положения Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации;
методику оценки одиночной строевой подготовки военнослужащего и строевой слаженности подразделений;
требования безопасности при обращении с оружием и боеприпасами;
правила стрельбы из стрелкового оружия;
общее устройство, тактико-технические характеристики стрелкового оружия подразделения и ручных гранат;
требования безопасности и порядок проведения стрельб из стрелкового оружия и гранатометания;
общие сведения о ядерном, химическом, биологическом и зажигательном оружии, средствах его применения;
поражающие факторы ядерного, химического, биологического и зажигательного оружия, способы защиты от них и признаки поражения ими;
порядок действий личного состава подразделения в условиях радиоактивного, химического биологического заражения местности, вооружения и военной техники;
штатные и табельные средства радиационной, химической и биологической разведки и контроля, индивидуальной и коллективной защиты, специальной обработки и порядок пользования ими;
содержание мероприятий первой медицинской помощи, оказываемой при различных видах поражения личного состава;
уметь:
выполнять обязанности командира и военнослужащего перед построением и в строю;
правильно выполнять строевые приемы с оружием и без оружия;
осуществлять разборку и сборку автомата, пистолета и подготовку к боевому применению ручных гранат;
выполнять третье упражнение начальных стрельб из автомата (АК-74);
выполнять первое упражнение учебных стрельб из пистолета (ПМ) и первое упражнение в метании ручных гранат.
пользоваться штатными и табельными техническими средствами радиационной, химической и биологической разведки и контроля, индивидуальной и коллективной защиты, специальной обработки;
оценивать состояние пострадавшего и оказывать первую медицинскую помощь при различных видах поражения личного состава.
Раздел 3. Требования к содержанию военной подготовки выпускника
№ п/п |
Наименование учебных дисциплин |
1 |
2 |
Военно-специальные (военно-технические) дисциплины |
|
1 |
Практический курс военного перевода
Особенности работы военного переводчика-референта, лексико-грамматические и стилистические особенности военных текстов. Навык перевода терминологических словосочетаний и предложений. Навык опережающего чтения. Основные типы лексической сочетаемости. Исходный текст как детерминант переводческих действий. Навык перевода абзаца с использованием приемов компрессии, компенсации и других межъязыковых преобразований. Навык перевода безэквивалентной лексики. Типы лексической сочетаемости. Конверсия и перестановка слов при переводе. Компрессия высказывания.
|
2 |
Практический курс военного перевода
Особенности работы военного переводчика-референта, лексико-грамматические и стилистические особенности военных текстов. Навык перевода терминологических словосочетаний и предложений. Навык опережающего чтения. Основные типы лексической сочетаемости. Исходный текст как детерминант переводческих действий. Навык перевода абзаца с использованием приемов компрессии, компенсации и других межъязыковых преобразований. Навык перевода безэквивалентной лексики. Типы лексической сочетаемости. Конверсия и перестановка слов при переводе. Компрессия высказывания.
|
Тактические, тактико-специальные дисциплины |
|
3 |
Тактическая подготовкаВооруженные Силы Российской Федерации, виды и рода войск назначение, состав, организационная структура. Краткая характеристика основных образцов вооружения и военной техники.Основы современного общевойскового боя. Его сущность и характер, способы ведения и средства борьбы. Виды общевойскового боя и их характеристика.Назначение, организация, вооружение соединений и частей Сухопутных войск Вооруженных Сил Российской Федерации.Средства инженерного обеспечения и маскировки боевых действий, их назначение, виды, основные характеристики, порядок применения.Назначение, организация, вооружение дивизий, бригад и батальонов Вооруженных Сил США. Великобритании ФРГ, Франции, основы их боевого применения.Действия солдата, отделения в бою, Место и обязанности солдата при действиях в обороне и в наступлении. Боевые задачи мотострелкового отделения в обороне и в наступлении. Карточка огня мотострелкового отделения.Классификация и назначение топографических карт, их разграфка, номенклатура, масштабы. Условные знаки и их классификация. Сущность изображения рельефа на картах. Координаты, угловые величины, их измерение на карте. Целеуказание по карте. Ориентирование на местности.Назначение рабочей карты, требования, предъявляемые к ней, подготовка ее к работе. Правила ведения рабочей карты. Чтение карты, изучение и нанесение тактической обстановки.Основы организации связи в частях и подразделениях. Назначение, тактико-технические характеристики, устройство и принцип работы средств связи общевойсковых подразделений, порядок их подготовки к боевому применению и использования в бою.Боевые задачи и боевой порядок мотострелкового взвода в обороне и в наступлении. Система огня и инженерное оборудование взводного опорного пункта. Схема взводного опорного пункта. Атака переднего края, приемы и способы отражения контратак и уничтожения противника. Мотострелковый взвод в боевом разведывательном дозоре, сторожевом и походном охранении.Цели, виды и условия совершения манёвра частей и подразделений Сухопутных войск. Способы передвижения войск и их характеристика. Расположение подразделений на месте. Организация охраны и обороны.Организация перевозки подразделений Сухопутных войск различными видами транспорта.Основы организации обеспечения боевых действий подразделений Сухопутных войск.Роль и место мотострелкового батальона (роты) в обороне и в наступлении. Боевые задачи и боевой порядок мотострелкового батальона (роты).Порядок принятия решения командиром мсб (мср) на бой. Боевые документы по организации боевых действий, разрабатываемые в мотострелковом батальоне (роте).Назначение, состав, организационная структура вооруженных сил государств изучаемого региона. Назначение, организация, вооружение видов и родов войск государств изучаемого региона. Взгляды командования вооруженных сил государств изучаемого региона на боевое применение частей и подразделений в различных видах боевых действий. |
4 |
Военная история Военное искусство рабовладельческого общества (VI в. до н.э. – V в. н.э.)Военное искусство феодального общества (IХ – ХVII вв.).Основные черты русского военного искусства ХVIII в.Развитие военного искусства в ХIХ – начале ХХ вв.Вооруженные Силы СССР и развитие военного искусства во 2 мировой войне.
Локальные войны и вооруженные конфликты современности.
|
Общевоенные дисциплины |
|
5 |
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, их законодательные основы, основные требования и содержание.Основные положения Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Основы взаимоотношений между военнослужащими. Права и обязанности военнослужащих. Порядок размещения военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок в подразделении (воинской части). Порядок организации и несения службы суточным нарядом.Основные положения Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинская дисциплина, обязанности военнослужащих по ее соблюдению. Поощрения, применяемые к военнослужащим, права командиров по применению поощрений к подчиненным. Дисциплинарная ответственность. Порядок наложения и приведения в исполнение дисциплинарных взысканий и их учет. О предложениях, заявлениях и жалобах.Основные положения Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации. Порядок организации и несения гарнизонной и караульной служб. |
6 |
Управление подразделениями в мирное времяОсновы управления повседневной деятельностью воинской части в мирное время. Обеспечение безопасности военной службы. Требования к размещению военнослужащих, оборудованию и содержанию помещений и территории воинской части. Основы организации и ведения войскового хозяйства. Основы организации продовольственного и вещевого обеспечения, сервисного обслуживания ВВТ в воинской части. Основы организации и ведения делопроизводства. Организация службы войск и ведение ротного хозяйства в подразделении (воинской части).
Основы организации защиты государственной тайны в воинских частях и учреждениях.
|
7 |
Общевоенная подготовка
Общие положения Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации. Строи, управление строями. Правила ношения военной формы одежды. Построение отделения (взвода, роты) в развернутый и походный строй.
|
Раздел 4. Требования к разработке и условиям реализации военной подготовки выпускника
4.1. Требования к разработке содержания военной подготовки выпускника
При реализации военной подготовки высшее учебное заведение:
разрабатывает и утверждает рабочий учебный план, программы учебных дисциплин, учебных сборов, стажировок граждан и их итоговой аттестации по военной подготовке, тематические планы изучения военно-профессиональных учебных дисциплин, график-календарь учебного процесса и расписание учебных занятий на основе общего расчета часов по программе обучения и распределения учебного времени, настоящих квалификационных требований;
устанавливает виды учебных занятий, обеспечивающие реализацию указанных в разделе 2 требований к уровням обученности выпускника;
определяет систему оценок, формы и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с уставом высшего учебного заведения.
Программа военной подготовки по ВУС-390400 предусматривает обучение по ней граждан мужского и женского пола. Количество граждан женского пола для обучения определяется расчетом комплектования учебных военных центров гражданами женского пола, который разрабатывает Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации.
4.2. Требования к кадровому обеспечению военной подготовки
Для реализации настоящих квалификационных требований вуз комплектуется преподавателями из числа офицеров, имеющих высшее профессиональное образование по профилю подготовки (или родственному профилю), опыт службы в войсках на соответствующих должностях, склонных к преподавательской деятельности. Должности преподавателей в первую очередь комплектуются офицерами, имеющими ученые степени и (или) звания, а также могут замещаться офицерами запаса.
При обучении по программам военной подготовки к преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются преподаватели военно-профессиональных дисциплин без ученых степеней и (или) ученых званий, имеющие профильное высшее образование, опыт работы в войсках (на флотах), в штабах, учреждениях не менее 10 лет, воинское звание не ниже «подполковник», а также имеющие боевой опыт или государственные награды, государственные или отраслевые почетные звания, государственные премии.
Для обеспечения занятий практической направленности с использованием вооружения и военной техники учебный военный центр должен быть укомплектован необходимым инженерно-техническим составом и учебно-вспомогательным персоналом.
4.3. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса
Реализация учебных дисциплин военной подготовки должна обеспечиваться:
учебно-методической литературой (учебно-методическими материалами, источниками учебной информации и др.), в т.ч. в электронном виде, соответствующей по содержанию всем видам учебных занятий в количестве, обеспечивающем одновременное изучение военно-профессиональных учебных дисциплин, а также доступом обучающихся к образцам современного вооружения и военной техники, средствам управления, наглядным пособиям, аудио, видео и мультимедийным учебным материалам;
доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам, к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по всей номенклатуре военно-профессиональных учебных дисциплин, при этом должна быть обеспечена возможность одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее 25 % обучающихся;
библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам, изданными за последние 10 лет, и расчета не мене 25 экземпляров на каждые 100 обучающихся, фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 – 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Боевые и общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, наставления по использованию и руководства по эксплуатации образцов вооружения и военной техники могут быть рекомендованы в качестве учебной литературы только после соответствующего решения ученого совета вуза.
4.4. Требования к материально-техническому обеспечению
военной подготовки
Для реализации настоящих квалификационных требований вуз
должен располагать:
-
Лингафонными кабинетами, оборудованием для просмотра аудио- и видеоконтента на иностранном языке и языке (языках) региона специализации, оборудованием для приема теле- и радиопрограмм на иностранном языке и языке (языках) региона специализации.
-
Учебно-материальной технической базой для общевоенной и тактической подготовки.
-
Аудиториями для проведения лекционных занятий емкостью, определяемой количеством студентов в лекционном потоке.
-
Специализированными классами по тактической и тактико-специальной, общевоенной подготовке, в том числе классами, аттестованными в соответствии с требованиями нормативно-распорядительных документов по защите государственной тайны. Перечень классов может уточняться заказчиком.
-
Аудиториями для самостоятельной работы студентов.
-
Базой и средствами информационного обеспечения (библиотеки, компьютерные программы, кино, фото, видеоматериалы).
-
Компьютерным классом с демонстрационно-обучающими и обучающе-контролирующими возможностями.
-
Объектами обеспечения учебного процесса (учебно-производственными мастерскими, техническим парком).
Все аудитории должны быть оснащены современными техническими средствами обучения, иметь возможности для демонстрации аудио-, видео- и мультимедийных материалов, видеофильмов и использования обучающих компьютерных программ.
Практические занятия по дисциплинам тактической и общевоенной подготовки (в том числе на учебном сборе), требующие наличия полевой учебной базы, проводить в частях Нижегородского гарнизона.
4.5. Требования к организации практики и учебных сборов (стажировок) граждан
В интересах военной подготовки студентов во время их обучения проводится практика в форме учебного сбора и стажировки в должностях предназначения, программы которых разрабатываются вузом.
4.5.1. Учебный сбор, проводится по окончании второго года обучения.
Цель: привитие практических навыков по выполнению мероприятий повседневной деятельности подразделений, формирование у обучающихся умений и навыков в объеме, необходимом для выполнения обязанностей солдата и командира отделения.
В ходе сбора организуются занятия по общевоенной, тактической и физической подготовке и обучающиеся приводятся к Военной присяге.
Место проведения: воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации.
Продолжительность: 14 суток.
4.5.2. Стажировка
Цель: углубление и закрепление полученных теоретических знаний, а также приобретение опыта в выполнении обязанностей по должностному предназначению.
Место проведения: воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации.
Продолжительность: 30 суток.
По окончании учебного сбора и стажировки студенты представляют письменный отчет о выполнении программы и индивидуального задания. Учебный сбор завершается сдачей зачета, стажировка завершается сдачей зачета с оценкой.
Раздел 5. Требования к итоговой аттестации
Итоговая аттестация по военной подготовке проводится в форме итогового экзамена по дисциплинам военно-профессиональной подготовки:
«Практический курс военного перевода (первый и второй иностранные языки)»;
«Тактическая подготовка».
В ходе итогового экзамена устанавливается уровень теоретической и практической подготовки граждан для выполнения военно-профессиональных задач и соответствие их подготовки квалификационным требованиям.
К сдаче итогового экзамена допускаются граждане, успешно завершившие освоение программы военной подготовки, сдавшие установленные экзамены и зачеты по всем военно-профессиональным учебным дисциплинам, прошедшие учебный сбор и стажировку. На подготовку и проведение итоговой аттестации по военной подготовке выделяется не менее четырех дней (2 – 3 дня на подготовку и 1 – 2 дня на сдачу экзамена).
Программа итоговой аттестации и критерии оценки разрабатываются учебным военным центром, обсуждаются на его заседании, утверждаются начальником, в интересах которого осуществляется военная подготовка граждан, и доводятся до обучающихся не позднее, чем за полгода до начала итоговой аттестации по программе военной подготовки.
Для приема итогового экзамена создается экзаменационная комиссия.
Расписание итогового экзамена и состав экзаменационной комиссии доводится до студентов не позднее, чем за месяц до начала экзамена.